Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Поддерживаете ли Вы ограничение пользования детьми мобильными телефонами в школе?
Всего 1597 человек
Голосование
Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок летом:
Всего 1328 человек
Голосование
Обучение вашего ребенка в классе с углубленным изучением какого предмета для Вас наиболее актуально?
Всего 762 человека

Преступление против себя

Дата: 8 октября 2020 в 17:26, Обновлено 8 октября 2020 в 18:15

«Преступление против себя»

    За последнее десятилетие число самоубийств среди детей выросло в 3 раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны – девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.

   Если говорить о психологическом смысле детского суицида – то это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию (только не прямое желание умереть). Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. У них это скорее демонстративно-шантажирующее поведение. Однако даже на такое шантажирующее поведение необходимо обратить внимание.

   Почему же дети пытаются совершить суицид? Какие причины могут способствовать принятию такого решения?

 Существуют психосоциальные и психиатрические факторы риска суицидального поведения.

К психосоциальным относят:

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Влиять может изменение в составе семьи: смерть одного из родителей, появление мачехи, отчима, лишение родительских прав;
  • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе, классе.
  • Несчастная любовь, одиночество
  • Физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку
  • Перегрузки и строгие требования в школе
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их.

Психиатрические факторы риска суицидального поведения:

  • Расстройство настроения (депрессии),
  • Расстройства личности и поведения,
  • Злоупотребление психоактивными веществами,
  • Психотические состояния (шизофрения, галлюцинации и т.д.).

Как распознать ребенка, обдумывающего самоубийство?

    80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

   Если ребенок серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 2 группы: словесные и поведенческие.

Словесные признаки: Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

- Внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

- Раздача ценных вещей. Дети часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это произносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобиться» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память»;

- Приведение дел в порядок. Одни кинуться убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, заходят вернуть вещь, взятую у приятеля;

- Прощание. Написание различных предсмертных записок.

Как предотвратить суицид среди детей?

- Наладить гармоничные  отношения в семье, создать и сохранить теплые и доверительные отношения с ребенком;

Использовать 3 родительских правила:

«Глаза в глаза» Контакт глаз способен передать невыразимое словами.

«Безраздельное внимание» Это хотя бы 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок чувствовал: «Я один на один с родителями. Они в моем полном распоряжении. Я для них самый главный».

«Чудо прикосновения» Не забывать обнимать ребенка, похлопывать по плечу, дотронуться до руки. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.

- Необходимо сформировать у ребенка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал – встань и продолжай идти!».

- Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что ему совсем не по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.

- Вовлекать детей в полезные виды деятельности

- Убедить ребенка в том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу. Иногда случаются ситуации, о которых некому рассказать. Именно для таких случает, есть возможность позвонить по телефону доверия – 170. Это служба анонимной конфеденциальной психологической помощи по телефону.

   Так же каждому родителю и педагогу необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультироваться у психолога, детского или подросткового психиатра или психотерапевта. И всем вместе искать способы решения данной проблемы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.