Голосование
Поддерживаете ли Вы ограничение пользования детьми мобильными телефонами в школе?
Всего 1437 человек
Голосование
Вы бы хотели, чтобы Ваш ребенок летом:
Всего 1226 человек
Голосование
Обучение вашего ребенка в классе с углубленным изучением какого предмета для Вас наиболее актуально?
Всего 645 человек

Нравственные и культурные ценности семьи

Дата: 24 ноября 2020 в 15:50, Обновлено 24 ноября 2020 в 16:20

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

     Семья важнейший институт социализации подрастающих поколений. Главное назначение семьи – воспитание детей. 

  Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. 

Главными функциями семьи являются:

*      воспитательная;

*      оздоровительная;

*      духовно-нравственная;

*      познавательно-образовательная;

*      бытовая;

*      трудовая;

*      культурно-просветительная;

*      досугово-творческая;

*      стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*      охранно-защитная.

     Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

     Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, поскольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

     В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

      В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

     В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

     В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Главные задачи семейного воспитания это:

*  гармоническое развитие ребенка;

*  забота о здоровье детей;

*  помощь в учении;

*  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

*  помощь в социализации личности;

*  формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

*  забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

*  развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

*  подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

      Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

     Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. В   задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

    Cемья – исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. 

   Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей. 

     В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

     Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в    семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье. Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

      Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.