Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Нужен ли учащимся и родителям "Электронный дневник" с доступом из сети Интернет?
Всего 670 человек

Инструктивно-методическое письмо

Дата: 26 ноября 2014 в 20:46, Обновлено 26 ноября 2014 в 20:48
Автор: Лещук В. С.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«Об организации образовательного процесса при изучении факультативных занятий “Основы безопасности жизнедеятельности” в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важнейшими задачами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:

1)               обучение учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

2)               раскрытие системы знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

3)               привитие учащимся навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни.

 

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 №551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

3. Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551.

4. Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 «О дорожном движении».

5. Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

6. Закон Республики Беларусь от 27.11.2006 «О гражданской обороне».

7. Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 757.

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2001 № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2009 № 1623«О внесении изменений и дополнений в Устав республиканского государственно-общественного объединения “Белорусское республиканское общество спасания на водах” и утверждении Правил охраны жизни людей на водах Республики Беларусь”.

10. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

11. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

12. Санитарные нормы и правила ”Требования для учреждений общего среднего образования“, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.

 

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по обязательному факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования.

1.1. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283, обязательное изучение всеми учащимися «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) осуществляется в следующем объеме учебных часов в год по классам:

Раздел

Класс

Всего часов

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

Правила дорожного движения

7

7

7

10

10

10

10

10

71

2

Правила пожарной безопасности

7

7

7

10

10

10

10

10

71

3

Защита населения от чрезвычайных обстоятельств

8

8

8

10

10

44

4

Охрана жизни и здоровья

2

2

2

7

7

7

5

5

37

Всего

16

16

16

35

35

35

35

35

223

В учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, проводятся занятия по радиационной безопасности в следующем объеме: в І–ІV классах – по 4 занятия, в V–ІХ классах – по 8 занятий.

1.2. Учебные программы

Программа для учреждений общего среднего образованияс белорусским (русским) языком обучения «Основы безопасности жизнедеятельности: ІІІХ классы» (Минск: НИО, 2012).

Дополнительные темы, включенные в учебную программу:

V КЛАСС

РАЗДЕЛ «ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

1. Места особой опасности. Встреча с опасной компанией (2 часа)

Что такое насилие. Опасность различных видов насилия. Противодействие ситуациям обмана и насилия в семье.

 

РАЗДЕЛ «ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

5. Травмы, их причины. Меры и способы оказания помощи. (1 час)

6. Практическое занятие (1 ч). Отработка навыков конструктивного поведения в ситуациях, опасных для физического и психологического здоровья.

 

VI класс

РАЗДЕЛ «ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

1. Правила безопасного поведения в школе (1 час)

Безопасные отношения со сверстниками. Понятие о психологическом, (эмоциональном) насилии. Меры профилактики, способы защиты.

2. Конфликты в классе, на улице и дома как путь к опасности (2 часа)

Домашнее насилие. Психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций. Конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций в семье. Способы защиты от противоправных действий в семье.

 

РАЗДЕЛ «ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

  1.  Образ жизни и охрана здоровья (2 часа)

Здоровый и нездоровый образ жизни семьи. Речевые конфликты, их опасность. Охрана жизни и здоровья при применении насильственных действий.

2. Информация бывает разной (1 час)

Киберпространство.

 

VII КЛАСС

РАЗДЕЛ «ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

1. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (2 часа)

Поведение при возникновении конфликтов людей, драк (на улице, дома, в общественных местах).

 

РАЗДЕЛ «ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

1.Опасные привычки (2 часа)

Алкоголизм – спутник домашнего насилия.

2. Компьютер и личная безопасность (2 часа)

Насилие в киберпространстве.

3. Защита физического и психологического здоровья на улицах города, поселка, во дворе, своем доме (2 часа)

Виды психологического и физического насилия в семье.

Защита физического и психологического здоровья в семье. Виды физического и психологического давления. Любовь и доверие в семье как гарантия сохранения физического и психологического здоровья ребенка.

 

VIII КЛАСС

РАЗДЕЛ «ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

7. Ответственность за правонарушения (1 час)

Ответственность за насильственные действия в семье.

8. Правовая защита детей и подростков (1 час)

Пути предотвращения и выхода из опасных семейных ситуаций.

 

РАЗДЕЛ «ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

3. Семью защищают все (1 час)

Ненасильственные формы разрешения ситуаций в семье. Обращение в случаях угрозы насилия.

 

IX КЛАСС

РАЗДЕЛ «ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ»

1. Личная безопасность в семье и обществе (1 час)

Правила поведения при угрозе насилия.

 

В учебной программе по ОБЖ дополнены требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны знать:

– положения Конвенции о правах ребенка и национального законодательства о защите детей от всех форм насилия и жестокого обращения, об обеспечении прав ребенка на уважение личного достоинства и физическую неприкосновенность;

– понятие насилия в отношении детей и его типы (физическое, сексуальное, экономическое, психологическое);

– правила поведения при угрозе насилия;

– правила безопасного пользования Интернетом.

 

Учащиеся должны уметь:

– применять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, а также в ситуациях, опасных для физического и психологического здоровья;

– применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций в семье.

 

  1. Учебники и учебные пособия.

В 2013/2014 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения рекомендованы следующие учебные пособия:

Класс

Название

Издательство

Год издания

II

Основы безопасности жизнедеятельности / Загвоздкина Т.В., Одновол Л.А., Кузнецова Л.Ф.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2006

III

Основы безопасности жизнедеятельности / Загвоздкина Т.В., Одновол Л.А., Кузнецова Л.Ф.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2007

IV

«Основы безопасности жизнедеятельности» / Яковлева Н.Н., Загвоздкина Т.В., Одновол Л.А.; под ред. Яковлевой Н.Н., Кузнецовой Л.Ф.

Адукацыя і выхаванне

2008

V–IX

Основы безопасности жизнедеятельности / Фатин С.Б., Мишкевич М.К.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2004

V–VI

Основы безопасности жизнедеятельности / Фатин С.Б.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2008

VII–

VIII

Основы безопасности жизнедеятельности / Мишкевич М.К.

НИО

2009

 

3. Учебно-методическая документация.

3.1. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий.

На поддержку и углубление содержания основной учебной программыпредлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования  Республики Беларусь:

  • «Безопасность в жизни и в быту», V класс. – Минск: Асар, 2010;
  • «Безопасный велосипед», V–VI классы. – Минск: Асар, 2010;
  • «Безопасность на дорогах и охрана жизни», VI класс. – Минск: Асар, 2010;
  • «Личная и коллективная безопасность в школе и микрорайоне», VIІ класс. – Минск: Асар, 2010;
  • «Радиационная безопасность», IX класс. – Минск: Асар, 2010;
  • «Экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении», IX класс. – Минск: Асар, 2010;
  • «Мотоциклист», X класс. – Минск: Асар, 2010.

Данными комплексами в обязательном порядке должны быть обеспечены библиотеки учреждений образования.

3.2. Контрольно-измерительные материалы.

Рекомендуются следующие контрольно-измерительные материалы:

Основы безопасности жизнедеятельности: комплект тестовых заданий V-IXкласс: пособие для учителей / Яковлева Н.Н., Загвоздкина Т.В., Скачков М.С.– Минск: Сэр-Вит, 2012.

3.3. Электронные средства обучения.

Электронные средства обучения, рекомендуемые для использования в образовательном процессе:

электронное средство обучения «Основы безопасности жизнедеятельности, II–IV классы»;

компьютерная программа для проведения зачёта по Правилам дорожного движения, разработанная УГАИ МВД;

методические рекомендации и образцы оформления уголка безопасности дорожного движения;

электронный набор плакатов для учителей и учащихся по безопасности дорожного движения.

В ходе подготовки и проведения занятий по ОБЖ возможно также использование материалов официальных сайтов:

Министерства образования: http://edu.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь:www.giac.unibel.by;

Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь: www.chernobyl.gov.by;

Филиала «Белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь: http://rbic.by.

 

3.4. Учебно-методические издания.

Рекомендуются следующие учебно-методические пособия по основам безопасности жизнедеятельности:

Класс

Название

Издательство

Год издания

II–IV

Основы безопасности жизнедеятельности: пособие для учителей / Загвоздкина Т.В., Фатин С.Б., Яковлева Н.Н.; под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2006

V–III

Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб.метод. пособие / под ред. Яковлевой Н.Н.

Адукацыя і выхаванне

2007

II–IV

Основы безопасности жизнедеятельности. Правила пожарной безопасности. Охрана жизни и здоровья: учеб.-метод. пособие / Загвоздкина Т.В.

Зорны верасок

2011

 

II

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Загвоздкина Т.В.

ОО «Кузьма»

2010

III

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Загвоздкина Т.В.

ОО «Кузьма»

2011

 

IV

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Загвоздкина Т.В.

ОО «Кузьма»

2012

 

II

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь / Одновол Л.А.

Аверсэв

2011

 

III

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь/ Одновол Л.А.

Аверсэв

2011

 

IV

Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь/ Одновол Л.А.

Аверсэв

2012

 

II

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. метод. пособие/ Одновол Л.А.

Аверсэв

2011

 

III

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. метод. пособие/ Одновол Л.А.

Аверсэв

2011

 

IV

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. метод. пособие/ Одновол Л.А.

Аверсэв

2012

 

III

Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности: пособие для учащихся

Вышэйшая школа

2007

III

Основы здорового образа жизни и радиационной безопасности: пособие для учащихся

Вышэйшая школа

2007

V–VI

Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности: пособие для учителей / под общ. ред. Ковалёвой Т.Н., Соколик Г.А., Овсянниковой С.В.

НИО

2009

VII-

VIII

Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности: пособие для учителей / под общ. ред. Ковалёвой Т.Н., Соколик Г.А., Овсянниковой С.В.

НИО

2010

IX

Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности: пособие для учителей / под общ. ред. Ковалёвой Т.Н., Соколик Г.А., Овсянниковой С.В.

НИО

2010

V–

VIII

Пожарная безопасность, защита отчрезвычайных ситуаций и охрана здоровья: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. Коржова И.П., Игнашиной О.Н., Мазурок И.А.

БелГУТ

2010

IX

Основы безопасности жизнедеятельности в 9 классе: учеб. метод. пособие / под ред. Яковлевой Н.Н.

НИО

2011

 

 

3.5. Статьи, научно-популярная литература.

В ходе подготовки и проведения занятий по ОБЖ возможно также использование материалов, опубликованных на страницах журнала «Здаровы лад жыцця», «Служба спасения 01», газеты «Юный спасатель», «Полосатая газета», «Зебра».

Дополнительный перечень рекомендуемой литературы для использования при подготовке и проведении факультативных занятий «Радиационная безопасность»

1. Четверть века после Чернобыльской катастрофы: итоги и перспективы преодоления. Национальный доклад Республики Беларусь — Минск: департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 2011.

www.chernobyl.gov.by: раздел «Концепции, программы, обзоры», подраздел «Обзоры деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь»

2. Беларусь и Чернобыль: 27 лет спустя. Информационные материалы — Минск: Институт радиологии, 2013.

3. Возрождаем родную землю. Спецвыпуск к 25-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС. Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии». — Минск: Институт радиологии, 2011.

www.rbic.by: раздел «Библиотека», подраздел «Журнал «Возрождаем родную землю».

4. Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси (АСПА Россия—Беларусь) / Под ред. Израэля Ю.А., Богдевича И.М. Москва—Минск: Фонд «Инфосфера», 2009.

www.chernobyl.gov.by: раздел «Информационный центр».

5. Социально-радиационные паспорта Гомельской и Могилевской областей, 16 районов Гомельской области (Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Гомельский, Добрушский, Ельский, Житковичский, Калинковичский, Кормянский, Лельчицкий, Лоевский, Наровлянский, Речицкий, Рогачевский, Хойникский, Чечерский), 12 районов Могилевской области (Белыничский, Быховский, Кировский, Климовичский, Кличевский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Могилевский, Славгородский, Чаусский, Чериковский) и 3 районов Брестской области (Лунинецкий, Пинский, Столинский).

www.rbic.by: раздел «Беларусь-Россия», подраздел «Единый банк данных».

  1. Памятки «Вы собираетесь в лес...» - рекомендации для населения по пользованию лесами на территории 20 лесхозов районов Гомельской и Могилевской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, с подробными картами лесхозов. (Минск-Гомель, 2005-2013).

Рекомендации для населения по пользованию лесами на территории Василевичского, Светлогорского, Октябрьского, Рогачевского, Калинковичского, Лельчицкого, Комаринского, Жлобинского, Гомельского, Милошевичского, Речицкого, Наровлянского, Житков ичского, Чечерского, Краснопольского, Славгородского, Чериковского, Столинского, Полесского лесхозов районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

www.rbic.by: раздел «Библиотека», подраздел «Рекомендации специалистов (экология и природопользование) ».

7. Практическое пособие по радиационной защите для населения, проживающего на территориях с долговременным радиоактивным загрязнением / А.С. Судас [и др.]; под ред. А.С. Судаса. - Пинск: Брестский филиал РНИУП «Институт радиологии», 2006.

8. Рекомендации по безопасному проживанию и ведению личного подсобного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения территории. Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии». Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. - Гомель, 2007.

9. Особенности проживания на загрязненных радионуклидами территориях / Л.В. Жуковская [и др.]; под общ. ред. А.А. Зайцева. - Пинск: Брестский филиал РНИУП «Институт радиологии», 2009.

10. Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.А. Соколик [и др.]; под общ. ред. Г.А. Соколик, С. В. Овсянниковой, Т.Н. Ковалевой. - Минск: Тонпик, 2008.

11. Рекомендации по проведению информационной работы по чернобыльской тематике на базе местных информационных структур / О.В.Соболев [и др.] под общ. ред. 3.И. Трафимчик. - Минск: Институт радиологии, 2012.

12. Факты для жизни. Белорусское специальное издание для районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Научно-популярное. / ЮНИСЕФ. - Минск: «Альтиора - живые краски», 2008.

13. Нереальный мир. Чернобыльские мифы / Н.Я. Борисевич [и др.]; науч. ред. Н.Н. Цыбулько, И.Н. Семененя. - Минск: Институт радиологии, 2012.

14. Оттиски незабытой земли: альбом-путеводитель по возрождаемым после аварии на Чернобыльской АЭС районам Республики Беларусь / Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; [составители: И.М. Савченко и др.]. - Минск: Институт радиологии, 2011.

15. Экскурсия в возрождение: альбом о брендах возрождающихся после чернобыльской катастрофы районов Беларуси / Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; [составители: И. М. Савченко и др.]. - Минск: Институт радиологии, 2012.

16. Наперакор. На радасць. На успамін... / вступительная статья А.Асманова: книга памяти о чернобыльской катастрофе и жизни людей после нее: стихи и песни. - Минск: Пропилеи, 2010.

17. Современные тенденции в философско-культурологическом осмыслении последствий чернобыльской катастрофы для Республики Беларусь. Минск: Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, 2011.

www.rbic.by: раздел «Актуально».

 

IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  Занятия по ОБЖ должны быть направлены на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Занятия рекомендуется вести в соответствии с очерёдностью разделов программы с учётом местных условий, возрастных особенностей учащихся, наличия материальной базы. В пределах отдельных разделов программы возможны перестановка тем и чередование теоретических и практических занятий.

Особое внимание необходимо уделить изучению темы «Молодёжь против терроризма»,рассмотрев следующие вопросы:

действия при обнаружении взрывоопасного предмета;

правила поведения при взрыве;

действия при захвате в заложники;

действия при проведении операций спецслужбами;

действия при поступлении угрозы по телефону;

действия при получении писем и записок, содержащих угрозу;

действия при получении подозрительного письма (посылки, бандероли);

действия при попадании в ситуацию теракта с применением радиоактивных, химических веществ, бактериальных средств.

Во всех классах при изучении тем о криминогенных опасностях необходимо изучать материал (или ряд сведений) о правилах поведения при угрозе возникновения террористических актов. При рассмотрении данных вопросов необходимо обратить внимание учащихся на способы сообщения о возможной угрозе террористического акта. Необходимо отработать алгоритм действий при получении информации об эвакуации.

При изучении вопросов профилактики утоплений следует обратить внимание на то, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и из-за купания в необорудованных водоемах, а также из-за аварий плавательных средств. В последнее время большую популярность приобрел подводный спорт (дайвинг) и ныряние в маске. Неумение обращаться со снаряжением нередко заканчивается гибелью. Отдыхая на воде, необходимо соблюдать правила поведения и меры безопасности.

При изучении темы «Опасные привычки» особое внимание следует обратить на то, что в настоящее время синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами «Спайс», запрещены во многих странах. C апреля 2010 года постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь составляющие вещества смесей внесены в «Список 1 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях». За последние три года этот список был изменен одиннадцать раз, пополняясь десятками новых видов наркотических синтетических средств, используемых в смесях для наркотизации населения. Между обновлениями перечня проходит около трех месяцев. После очередного запрета появляется новое поколение курительных смесей, формула и компоненты изменяются, тем самым свежие смеси обходят список, сохраняя свою эффектность. Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания.

При проведении занятий следует учитывать тот факт, что неквалифицированная, неосторожная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной возникновения стремления попробовать действие наркотиков, занятия не должны содержать сведений о способах их получения и использования, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при употреблении. Не следует давать перечень всех наркотических веществ, целесообразнее обратить внимание учащихся лишь на тех из них, которые являются предметом потребления в данном регионе или данной группе. При проведении занятий следует особо подчеркнуть, что наркотики являются «медленной смертью», и подробно раскрыть их пагубное действие на организм человека, социальные последствия употребления наркотиков, необходимость и возможность своевременного лечения, а также вопросы, связанные с правовыми аспектами проблемы наркомании.

Важное место при изучении ОБЖ необходимо уделить обучению практическим навыкам самозащиты и оказания помощи окружающим людям. Практические занятия могут быть организованы в виде викторин, экскурсий, ролевых и ситуационных игр, тренингов на специально оборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций и т.д.

В течение учебного года рекомендуется провести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.

При организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности домашние задания не предусмотрены.

 

V. АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Оценка результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок вбаллах. В то же время обращаем внимание, что в течение годадолжны быть проведены зачёты по всем содержательным линиям учебной программы ОБЖ с приглашением специалистов МВД, МЧС, а также медицинских работников.

Перед зимними каникулами (декабрь) и летними (май) проводятся зачёты по разделу «Правила дорожного движения». Для проведения зачета по разделу “Правила дорожного движения” необходимо использовать разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие,которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования. Проведение зачёта фиксируется записью в классном журнале.

 

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

При проведении внеучебных мероприятий с учащимися следует организовывать встречи со специалистами МЧС, УГАИ, медицинскими работниками.

В соответствии с постановлением Министерства образования и Министерства по чрезвычайным ситуациям от 11.02.2004 № 4/1 проводится ежегодный республиканский смотр-конкурс детского творчества “Спасатели глазами детей” в номинациях ”Сочинение“, ”Рассказ“, ”Стихотворение“.

В сентябре-октябре 2014 года планируется проведение Республиканского слёта юных спасателей-пожарных.

В соответствии с постановлением Министерства внутренних дел и Министерства образования от 24.03.2005 № 90/21 «О проведении Республиканского творческого конкурса для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог» в марте-июне 2015 года будет проведенРеспубликанский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!».

Во исполнение совместного постановления коллегий Министерства внутренних дел и Министерства образования от 06.09.2005 №272/76 «О проведении Республиканского слета-конкурса отрядов юных инспекторов дорожного движения» в апреле-июне 2015 года пройдет Республиканский слет-конкурс юных инспекторов дорожного движения.

В августе – сентябре 2014 года и в мае – июне 2015 года планируется проведение комплекса мероприятий по безопасности дорожного движения «Внимание – дети!».

Во исполнение Концепции безопасности дорожного движения планируется проведение мероприятий в рамках программы «Я сохраню жизнь».

В целях профилактики дорожно-транспортного травматизма, защиты от чрезвычайных ситуаций необходимо продолжить реализацию:

Плана обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических занятий с воспитанниками дошкольных учреждений и учащимися учреждений общего среднего образования;

Плана проведения тренингов с учащимися учреждений общего среднего образования по привитию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

Плана мероприятий по повышению в учреждениях образования эффективности формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Указанные планы размещены на сайте Министерства образования в разделе «Методические материалы по основам безопасности жизнедеятельности». Ответственность за выполнение планов возлагается на руководителя учреждения образования.

VІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ

          1. На августовских секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

1. Особенности преподавания факультативных занятий по ОБЖ.

2. Межведомственное взаимодействие (с подразделениями и учреждениями МВД, МЧС, учреждениями здравоохранения) в вопросах обучения учащихся ОБЖ.

3. Использование современных технологий в целях интенсификации образовательного процесса.

 

2. На заседаниях методических объединений рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  1. Особенности проведения занятий по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса.

2. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к безопасности личности и общества.

3. Методические особенности проведения занятий по вопросам профилактики домашнего насилия.

4. Проблемы профилактики правонарушений учащихся в области информационной безопасности.

5. Изучение тем по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.